Вице-премьер Александр Вилкул: «Нужно увеличивать конкуренцию на авиарынке»

Десять вопросов вице-премьеру по инфраструктуре, строительству, региональному развитию и ЖКХ

16:45 14 Лютого 2013 року , Forbes Украина
Десять вопросов вице-премьеру по инфраструктуре, строительству, региональному развитию и ЖКХ

За три года работы губернатором Днепропетровщины Александр Вилкул стал настоящим государственным деятелем. 38-летний вице-премьер назубок помнит несколько десятков реализованных им проектов, с пиететом упоминает имя президента, уходит от конкретных ответов на неудобные вопросы. Единственное, что напоминает о том, что Вилкул прошел менеджерскую школу на предприятиях Рината Ахметова (до 2006 года он был гендиректором Северного и Центрального ГОКов) – лексикон. «Я драйвлю проектами», – говорит Вилкул. Ниже – блиц-ответы вице-премьера на несколько самых актуальных вопросов в подотчетной ему сфере.

– Правительство Украины вошло в клинч с МВФ по поводу тарифов на услуги ЖКХ. У вас есть понимание, какими должны быть тарифы и как должна работать система жилищно-коммунального хозяйства?

– Мы находимся на этапе разработки четкой целевой стратегии и методов ее реализации. Когда будет разработан операционный план, мы обязательно о нем сообщим. Много вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, с реализацией конкретных проектов, с проведением Евробаскета (чемпионат Европы 2015 года по баскетболу. – Forbes), с реализацией национальных проектов, транспортом, инфраструктурой. Все они детально отрабатываются. Я считаю, что нельзя говорить о чем-то одном, вырванном из контекста. Нужно говорить о стратегическом видении, шагах, которые необходимо сделать.

– Как вы оцениваете ситуацию с «АэроСвитом» и встречались ли вы с собственниками компании?

– Ситуация с «АэроСвитом» не должна повториться. Правительство приняло эффективные меры. В течение буквально нескольких дней были вывезены пассажиры, находящиеся в иностранных аэропортах. Я лично координировал эту работу. Плюс произошло достаточно большое замещение рейсов других авиакомпаний. За январь пассажиропоток, прошедший через украинские аэропорты, несмотря на кризис «АэроСвита», увеличился на 3% по сравнению с январем 2012-го. Просто потому, что были найдены замены маршрутам. Это были UTAir, МАУ, другие перевозчики. Итого: кризис был достаточно быстро локализован, люди вывезены. И вы знаете, что компания «АэроСвит» извинилась за эту ситуацию. Мы настаиваем на возврате денег пассажирам, и «АэроСвит» сегодня этим занимается.

Я возглавляю рабочую группу по выработке государственной стратегии развития авиационной отрасли. Цель – повысить конкуренцию и предотвратить подобную ситуацию. Мы должны отрабатывать механизмы, чтобы повысить конкурентность, снизить цены на билеты.

– В Украине могут появиться новые перевозчики?

– Увеличение конкуренции на рынке авиаперевозок – это один из механизмов решения данной проблемы.

– Вы все-таки общались с Коломойским?

– Я общался с топ-менеджерами «АэроСвита», МАУ, других авиакомпаний, с Игорем Валерьевичем Коломойским. Наша задача была локализовать проблему и быстро найти пути решения. Считаю, правительству это удалось сделать. Буквально за несколько дней вопрос был решен. Пострадавшие пассажиры ведь были по всему миру. Поверьте, решить этот вопрос было очень нелегко.

– Почему «АэроСвит» стал неплатежеспособным?

– Менеджмент и собственники компании объясняют это экономическими проблемами.

– Вы считаете, что это правда?

– Давайте я не буду давать характеристики или ярлыки вешать. Сейчас необходимо увеличивать конкурентность в отрасли. Давать возможность увеличивать число направлений не только из Киева, но и региональных аэропортов.

– Какие новые нормы регулирования возникнут в авиационной отрасли?

– Я являюсь убежденным приверженцем механизмов рыночного регулирования.

– Осенью 2012-го были выделены 767 млн гривен Крюковскому вагоностроительному заводу на строительство высокоскоростных поездов. Это значит, что поезда Hyundai снимут с рейсов?

– У Украины, как и у всего мира, нет другого пути, кроме как перевозить пассажиров скоростными поездами. В Европе 95% пассажирских перевозок происходят поездами класса «интерсити» (скорые поезда дальнего следования. – Forbes). Ночные поезда тоже есть в небольшом количестве, но билеты на них намного дороже, чем на самолет. Поэтому, правильное ли направление скоростные перевозки? Правильное. Будет ли по нему развиваться Украина? Будет.

Задача «Укрзалізниці» состоит в том, чтобы приобретенные 10 поездов Hyundai работали и десятилетиями служили людям. В январе были определены основные технологические недостатки, которые проявились из-за того, что не были проведены зимние испытания. Но это было и невозможно сделать в период подготовки к Евро-2012. В   «Укрзалізниці» определили 5-6 проблем, по каждой из них есть понятный график ее устранения. В январе была только одна существенная задержка поезда Hyundai во Львове, при том что за этот период было совершено более 1000 рейсов.

Зачем было воссоздано Минпромполитики, которое возглавил ваш коллега по Южному и Центральному ГОКам Михаил Короленко?

– Я считаю, что решение главы государства о восстановлении Министерства промышленной политики – абсолютно эффективное. Украина – страна промышленная, необходима координация развития промышленности, разработка и реализация планов в каждой отрасли – начиная от судостроения, авиастроения, заканчивая сельским и горно-металлургическим комплексом. Нужна четкая стратегия, план действий, менеджмент, который будет постоянно фокусироваться на данном вопросе. Поэтому создание министерства – очень эффективное решение.

– Почему же президент закрыл министерство в 2010 году? Эксперимент не удался?

– Повторюсь: это эффективное решение нашего президента.