Каким Днепропетровск запомнил Вилкула | Олександр Вілкул. Персональний сайт

Каким Днепропетровск запомнил Вилкула

На посту днепропетровского губернатора Александр Вилкул нанес удар по бездорожью и разгильдяйству

1 березня 2013, FORBES Украина

На посту днепропетровского губернатора Александр Вилкул нанес удар по бездорожью и разгильдяйству

Нынешней зимой одним почетным гражданином Днепропетровска стало больше. 30 января горсовет присвоил это звание вице‑премьеру Александру Вилкулу, который руководил Днепропетровской областью с марта 2010 по декабрь 2012 года. За проголосовали 99 депутатов из 103 участвовавших в заседании, включая оппозицию. Чем бывший губернатор заслужил такие почести?

«Вилкул Александр Юрьевич зарекомендовал себя как энергичный управленец»,  – чеканит лидер фракции «Батькивщина» в горсовете Максим Курячий. «В отличие от других руководителей области, он хорошо выполнял возложенные на него обязанности»,  – говорит номер один оппозиционной фракции «Украина Майбутнього» Сергей Жуков. «За два с половиной года он сделал для области и города то, чего не сделал ни один чиновник за 15 предыдущих лет»,  – добавляет Александр Дементиенко, №99 в списке 100 богатейших украинцев по версии Forbes.

Что же такого совершил Вилкул?

Днепропетровщина  – второй после Донецкой области индустриальный регион Украины. По данным Госкомстата, на него приходится более 18% продаж промышленной продукции в стране. «Криворожсталь», Южный, Центральный и Северный ГОКи, Днепропетровский металлургический завод имени Петровского, Никопольский завод ферросплавов, Нижнеднепровский и Новомосковский трубные заводы  – вот неполный перечень гигантов металлургической промышленности, расположенных в области. Но регион живет не только за счет сырья. Здесь развита промышленность стройматериалов, машиностроение; в Днепропетровске находятся штаб‑квартиры крупнейшего в стране ПриватБанка, самой большой продовольственной сети «АТБ‑маркет», наиболее эффективного продавца бытовой техники Comfy.

Из восьми украинских миллиардеров четверо представляют Днепропетровск. Город делегировал в список богатейших основателей группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также Виктора Пинчука и Сергея Тигипко. Помимо Днепропетровска, где расположено несколько крупных металлургических предприятий, владения «Привата» распространились на южную и западную части области  – Орджоникидзе, Никополь, Марганец, Днепродзержинск. Ринат Ахметов является собственником двух крупных предприятий  – Центрального и Северного горно‑обогатительных комбинатов  – в Кривом Роге, втором по численности населения и экономической значимости городе области.

Как крупнейшая днепропетровская бизнес‑группа «Приват» лоббировала интересы на своей территории? Ее владельцы предпочитали не вмешиваться в политику  – ни на местном, ни на государственном уровне. «Кто победил на выборах, с тем и сотрудничаем»,  – описывает подход «Привата» бывший народный депутат Святослав Олейник, работавший на Коломойского и его партнеров в середине 2000‑х. Похожей тактики придерживались другие крупные компании Днепропетровска. «Можно сказать, в городе и области царила демократия»,  – вспоминает внефракционный депутат горсовета Борис Васильев. Одной доминирующей силы не было, поэтому бизнес‑группам приходилось идти на компромиссы друг с другом.

«Лакомый кусок для поглощения»  – так в интервью местному информагентству «Новый мост» охарактеризовал Днепропетровщину ее губернатор Виктор Бондарь накануне президентских выборов 2010 года.

Собранный, сдержанный, немногословный, уклоняется от ответов на неудобные вопросы  – 38‑летнего Вилкула не назовешь находкой для интервьюера. Но вспоминая о начале своей карьеры, он оживляется, взгляд теплеет. «Я из Кривого Рога, города горняков и металлургов,  – рассказывает он.  – Уже в старшей группе детского сада я понимал, что буду горным инженером. Как три поколения в моей семье». Его отец Юрий Вилкул преподавал в Криворожском горнорудном институте (в 2003 году он даже возглавил этот вуз, переименованный к тому времени в Криворожский технический университет). Сейчас Вилкул‑старший  – мэр Кривого Рога и президент Ассоциации городов Украины.

 

Кадровый резерв Вилкула  – компании его бывшего работодателя Рината Ахметова (Украинское Фото)

В 17 лет студент горнорудного института Вилкул устроился помощником машиниста экскаватора на Южный ГОК. «Надо было кормить семью»,  – объясняет он. Вилкулу было 23, когда он возглавил коммерческо‑­финансовое управление этого предприятия, часть которого тогда принадлежала ЕЭСУ. Как удалось так быстро продвинуться по службе? «В середине 1990‑х сложился дефицит людей с новыми менеджерскими, экономическими компетенциями»,  – отвечает вице‑премьер. «Отец Вилкула консультировал ЕЭСУ,  – поясняет бывший топ‑менеджер корпорации, просивший не называть его имени в печати.  – Юрий Григорьевич поспособствовал карьерному росту сына».

В начале 2000‑х ЮГОК перешел под контроль группы «Приват» и Вадима Новинского. Вилкул еще какое‑то время оставался на комбинате заместителем предправления. А в 2003 году Ахметов предложил 29‑летнему Вилкулу место генерального директора Центрального ГОКа. «Я в это время был начальником цеха на ЦГОКе,  – вспоминает губернатор Днепропетровской области и близкий товарищ Вилкула Дмитрий Колесников.  – Предприятие жило от поставки до поставки, от зарплаты до зарплаты. После того как пришел Вилкул, мы стали развиваться семимильными шагами». В 2004‑м выручка ЦГОКа возросла в два раза. «Он отстроил структуру управления, которой до этого практически не существовало,  – продолжает Колесников.  – Появилось долгосрочное планирование». К 2006 году Вилкул управлял уже двумя ГОКами  – Центральным и Северным.

В бизнесе амбициозному топ‑менеджеру было тесно. В марте 2006‑го он был избран в Верховную Раду по списку Партии регионов, сохранив звание почетного президента Центрального и Северного ГОКов. В августе того же года его отец стал председателем Днепропетровского облсовета.

В октябре 2008‑го Вилкул‑младший возглавил предвыборный штаб Партии регионов на парламентских выборах, которые позднее были отменены. Доказать свою состоятельность как политического менеджера он смог только зимой 2009/2010 года, обеспечив лидеру регионалов безоговорочную победу в Днепропетровской области.

Входе подготовки этой заметки корреспондент Forbes несколько раз слышал от местных жителей такие шутки: «Днепропетровск вошел в Криворожскую область», «Кривой Рог для Днепропетровска  – то же, что Донецк для Украины». В чем юмор?

Вместе с Вилкулом‑младшим в днепропетровскую власть пришли его земляки. Весной 2011‑го у губернатора было шесть заместителей, трое из них  – родом из Кривого Рога. Областной совет еще летом 2010 года возглавил бывший подчиненный Вилкула по Центральному ГОКу криворожец Евгений Удод.

Другим источником кадров стали структуры Ахметова. 28‑летний начальник главного управления экономики Днепропетровской облгосадминистрации Анатолий Комирной несколько лет занимался инвестиционными проектами в горнорудном дивизионе «Метинвеста». Когда бывший руководитель Комирного в «Метинвесте» Андрей Муксимов позвал его работать в обладминистрацию, согласился не раздумывая. «Таких, как Комирной, в обл­администрации десятки»,  – отмечает Колесников, добавляя, что он охотно берет на работу выходцев и из других компаний. По его данным, 40% сотрудников областной администрации нет и 35 лет.

Финансируемый Ахметовым фонд «Эффективное управление» привлек консалтинговую компанию Monitor Group, которая разработала стратегию развития области до 2015 года. «Я всегда старался руководить с помощью проектных подходов»,  – констатирует Вилкул.

«Вилкул управлял областью как большим предприятием»,  – рассказывает Жуков из Днепропетровского горсовета. Стратегическим планированием занялась вся властная вертикаль  – от областного до районного уровня. «Менеджеры областного инвестиционного агентства рассылали по электронной почте главам районных советов кейсы, шаблоны презентаций, писали с ними проекты  – в общем, выводили людей на адекватный уровень»,  – вспоминает депутат горсовета от Партии регионов Олег Марчук.

Возглавив область, Вилкул навел мосты с большинством днепропетровских бизнесменов. Геннадий Корбан вспоминает диалог, состоявшийся однажды у него с губернатором:

– Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы (люди.  – Forbes) запомнили?

– А из чего можно выбрать?  – поинтересовался Корбан.

– Объездная дорога, метро.

– Объездная  – очень важная вещь. Но если ты построишь метро  – тебя здесь запомнят навсегда.

Почему так важны объездная дорога и метро? Через Днепропетровскую область, граничащую с семью другими регионами, проходят большие потоки грузов. «Дороги разбиты фурами, постоянные пробки»,  – описывает ситуацию в Днепропетровске мэр города Иван Куличенко. Убедить горожан пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт власти не могут: не хватает аргументов. Шесть станций днепропетровского метро проходят по промышленным районам, и чтобы добраться на работу в центр, нужно пересаживаться на наземный транспорт. Часть главной городской магистрали, проспекта Карла Маркса, метростроевцы перекопали еще в середине 1990‑х, да так и бросили. Посреди развороченной улицы до сих пор стоят уродливые заборы.

Куличенко и предшественник Вилкула Бондарь объясняют тяжелую транспортную ситуацию тем, что у региона никогда не было денег. «Если бы нам оставляли хотя бы 20% нами же заработанного, то регион выглядел бы и жил совсем по‑другому,  – говорил в 2009 году Бондарь в интервью газете «Комментарии».  – 20% для нас в абсолютных цифрах  – это приблизительно семь миллиардов (гривен.  – Forbes)». Примерно столько ежегодно изымал Кабмин из Днепропетровского областного бюджета.

Пришел Вилкул  – появились деньги. В 2010–2012 годах только на ремонт дорог в городе было потрачено 833 млн гривен, рассказывает Куличенко. Это минимум в три раза больше, чем при «оранжевых». На достройку метро Вилкул привлек в 2012‑м 152 млн евро у Европейского банка реконструкции и развития, еще столько же выделит Европейский инвестиционный банк. Три новые станции на проспекте Маркса должны открыться к 2016 году. Корбан пообещал губернатору за соб­ственный счет привести в порядок разбитый участок проспекта.

  Открытие еврейского общинного центра «Менора»: (слева направо) Александр Вилкул, Игорь Коломойский, главный раввин Израиля Шломо Амар, Геннадий Боголюбов Фото: Игорь Чекачков

В 2011‑м строители сдали первые 18 км новой объездной дороги общей протяженностью 64 км. По ней должны пойти грузовики, минуя центр города. Вилкул оказался куда более эффективным лоббистом, чем его предшественник. «Правительство перестало изымать деньги из городского бюджета в прежних объемах»,  – констатирует Куличенко. По словам Бондаря, до 2010 года чиновники Кабмина и денег не давали, и привлечь кредит под гос­гарантии не позволяли. «Надо отдать должное Вилкулу: ему удалось убедить правительство»,  – признает бывший губернатор.

При подготовке этого материа­ла автор пообщался с десятком днепропетровских бизнесменов и топ‑менеджеров. Ни один из них не нашел, за что покритиковать администрацию Вилкула,  – даже если разговор шел не под запись. «За последние 15 лет Вилкул был лучшим управляю­щим в Днепропетровске,  – отмечает совладелец парфюмерно‑косметической сети Eva Руслан Шостак.  – Он действительно современный менеджер». Практически такими же словами Вилкула описали несколько других бизнесменов. У каждого из них свой резон хвалить экс‑губернатора.

«В Днепропетровск не пришли донецкие олигархические группы, которыми нас всех пугали, не начали ни у кого отбирать бизнес»,  – поясняет Шостак. Крупные подряды на строительство инфраструктурных объектов в основном остались в руках местной элиты.

«Один человек пришел и за короткое время поменял вид города, и главное – создал тут позитивную атмосферу»

«Вилкул помог нам продвинуть в Кабмине закон о финансовом оздоровлении «Южмаша»,  – сообщает ген­директор завода Виктор Щеголь. С 2010 по 2012 год объем производства на «Южмаше» возрос в три раза.

«При строительстве завода «Интерпайп Сталь» Вилкул и его команда помогли решить очень много проблем,  – рассказывает генеральный директор предприятия Геннадий Есаулов.  – Нам ничего не приходилось объяснять или просить». Раз в квартал Вилкул приезжал на стройплощадку вместе с руководителями всех областных служб, от которых зависел ход строительства, и на месте раздавал задания. Чиновникам, проигнорировавшим поручение губернатора, во время следующего объезда попадало по первое число.

Летом 2012‑го владелец ивент‑агентства Konstantin D Константин Дудко провел в Днепропетровске трехдневный рок‑фестиваль The Вest City.UA, на который приехали такие звезды, как Evanescence и The Rasmus. «То, что это мероприятие состоялось,  – наполовину заслуга Вилкула и его команды»,  – подчеркивает Дудко.

«Вилкул совершил без малого революцию,  – уверен раввин Днепропетровской еврейской общины Шмуэль Каминецкий.  – Один человек пришел и за короткое время поменял вид города, и главное  – создал тут позитивную атмосферу». В прошлом году в Днепропетровске открылся огромный культурный комплекс еврейской общины «Менора», который профинансировали Коломойский и Боголюбов.

Неважно, рок‑концерт, синагога или металлургический завод  – команда Вилкула работала как часы, не доставляя инициаторам этих проектов дополнительной головной боли.

Баллы, накопленные Вилкулом в качестве успешного хозяйственника, он активно конвертировал в политический капитал. Вот характерная картинка из жизни вверенной ему области.

Победу Партии регионов на выборах 2012-го Вилкул ковал лично, гарантируя днепропетровцам выполнение ее обещаний

Весна 2012 года. Днепро­петровск завешан билбордами с изображением Вилкула. Новости на местных телеканалах практически ежедневно сообщают об очередной инициативе губернатора. Днепропетровцы шутят: без Вилкула солнце не встает и трава не растет. В конце 2012‑го более 30% жителей области одобряли деятельность Вилкула. За киевского градоначальника Александра Попова готовы отдать свои голоса только 21% жителей столицы (данные Центра имени Разумкова).

При Вилкуле из политически пестрой область превратилась в синюю. Более двух третей голосов в городском и областном парламенте  – у Партии регионов. Вскоре после назначения Вилкула губернатором беспартийный мэр Куличенко вступил в ПР.

В прошлом году на выборах в Верховную Раду регионалы победили в 16 из 17 округов Днепропетровской области. Победу ковал лично Вилкул: на рекламных плакатах регионалов кандидаты были изображены в компании губернатора, который гарантировал, что все их обещания будут выполнены. «Депутаты горсовета всегда могли оказывать материальную помощь в своих округах в размере 200 000 гривен в год,  – рассказывает Жуков.  – Но в 2012‑м доступ к этим ресурсам отрезали всем, кто не входил в днепропетровскую ячейку Партии регионов».

Единственный самовыдвиженец, одержавший победу в области,  – бывший топ‑менеджер Пинчука Яков Безбах. Местный бизнесмен и политик Загид Краснов сошел с дистанции задолго до начала предвыборной гонки. Управление МВД в Днепропетровской области реанимировало старое дело об автомобильной аварии с его участием. Краснова неделю продержали в СИЗО и выпустили под подписку о невыезде. На все вопросы Forbes  – об аресте, Вилкуле, отношениях с властью и ситуации в регионе  – обычно жесткий и прямолинейный бизнесмен отвечает тихим голосом и одной фразой: «Я не хочу об этом говорить».

В декабре 2012 года Вилкул стал вице‑премьер‑министром по инфраструктуре, строительству и ЖКХ. «На посту губернатора я был государственным менеджером,  – подчеркивает Вилкул.  – Им остаюсь и в должности вице‑премьера». Колесников уверяет, что постоянно на связи с Вилкулом, который оставил ему «мощный управленческий фундамент». Бывший губернатор по‑прежнему возглавляет областную организацию Партии регионов.

Еще при Вилкуле в области возникли перебои с финансированием начатых проектов. В середине февраля долги госбюджета облавтодору, институту «Днепрогипродор» и тресту «Днепродорстрой» (в основном по зарплатам), которые ударными темпами строят объездную дорогу, превышали 15 млн гривен, говорит председатель Днепропетровского областного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Андрей Берчук. О том, что область или город заказывают услуги и подолгу не платят за них, упоминает и регионал Марчук.

В восемь вечера в приемной Колесникова не протолкнуться. Чиновники обладминистрации в дорогих костюмах и с планшетами продолжают рубить окно в Европу. В начале этого года Вилкул провел презентацию области в Европарламенте.  На весну и осень в Днепро­петровске запланированы большой инвестиционный форум и выездное совещание европарламентариев.

Проекты Вилкула

Чем губернатор запомнился днепропетровцам:

Метро
4 млрд гривен

Днепропетровское метро  – детище скандально известного хозяина области Павла Лазаренко. Открытое в 1995 году, оно соединило один из районов города с железнодорожным вокзалом. В 2012‑м Вилкул убедил премьера Николая Азарова в том, что к шести существующим станциям нужно добавить еще три. ЕБРР и Европейский инвестиционный банк выделят городу 304 млн евро под государственные гарантии, еще 63 млн евро предоставит госбюджет. Станции должны быть введены в эксплуатацию до 2016 года.

Объездная дорога
2,7 млрд гривен

Объездная дорога разгрузит Днепропетровск от транзитного транспорта. Проект состоит из двух больших строек  – Южного обхода, который соединит четыре дороги, ведущие в город из области, и большой эстакады в районе Кайдакского моста, расположенного на трассе Киев  – Донецк. Из 64 км Южного обхода проложено 18,6 км дорожного полотна; возле Кайдакского моста установлены 12 из 24 опор будущей эстакады. Строительство должно завершиться в 2015 году.

Ремонт дорог
1 млрд гривен

Три года назад дорог в Днепропетровске не было вообще, говорит совладелец парфюмерно‑косметической сети Eva Руслан Шостак. По его словам, центральные улицы были похожи на проселки. Вилкул выбил из Киева деньги на ремонт. С 2010 по 2012 год только Днепропетровск вложил в ремонт дорожного полотна 833 млн гривен  – минимум в три раза больше, чем до этого. Полностью реконструирована ул. Набережная Заводская  – магистраль, соединяющая Донецкое и Криворожское шоссе. По данным обладминистрации, за три года в Днепропетровской области отремонтировано пять из 20 млн кв. м дорожного полотна.

Елена ШКАРПОВА

обозреватель