Вилкул: Мы не будем заниматься никакими закулисными играми с властью | Олександр Вілкул. Персональний сайт
Вилкул: Мы не будем заниматься никакими закулисными играми с властью

Вилкул: Мы не будем заниматься никакими закулисными играми с властью

17 листопада 2014 | 12:56

Материал с Александром Вилкулом, одним из лидеров Оппозиционного блока, планировалось посвятить вопросам экономики и стратегии работы оппозиции в новой Верховной Раде. Но через несколько минут после начала интервью его телефон начал разрываться от звонков – Яценюк огласил свое видение нового состава Кабмина. Поэтому большую часть разговора мы посвятили оценке работы уходящего правительства и перспективам нового.

 

Украина получила новую Верховную Раду. Ваш Оппозиционный блок стал единственной оппозиционной силой. Что может сделать партия, имеющая около 10% голосов в парламенте?

Начну с того, что Оппозиционный блок победил в крупнейших регионах страны – Днепропетровской, Запорожской, Харьковской, Донецкой, Луганской и областях. А в Николаевской, Одесской и Херсонской областях Оппозиционный Блок взял второе и третье место соответственно. Поэтому вопрос не только в том, сколько формально депутатов в Верховной Раде, а сколько украинцев нас поддерживает.

Избирательная кампания проходила в сжатые сроки, и наша ключевая задача была убедить людей прийти на выборы. Миллионы человек за эти полгода пострадали от безответственных и непрофессиональных действий власти. Сотни тысяч лишились работы, миллионам власть заморозила им зарплаты и пенсии. В разы выросли цены на медикаменты и продукты, коммунальные тарифы. Люди устали от конфликтов и хаоса, организованного политиками, и хотят простых вещей – мирного неба над головой, законности и порядка в стране, работы и стабильности для себя и своих детей.  

Несмотря на запугивания, угрозы и самую грязную кампанию в истории Украины люди пришли и проголосовали за нас. Если бы не беспредел, который устроила власть, наш результат был бы гораздо выше.

Сколько бы нас ни было в Раде, мы сможем сделать самое главное – стать голосом жителей промышленных регионов нашей страны и заставить власть выполнять свои обязательства перед ними. Уверен, что многие независимые депутаты позже присоединятся к нам, когда они окончательно поймут истинные намерения этой власти – развал экономики, фактическое уничтожение пенсионеров и социально незащищенных граждан в обмен на кредиты и личное обогащение. Мы все видим – они уже друг друга начали обыскивать и в тюрьмы сажать.

Ваша избирательная кампания строилась на тезисах по восстановлению экономики и промышленности. Но в СМИ пишут, что Оппозиционному блоку предложат комитеты по духовности и культуре, молодежи и спорта… Вы согласитесь с таким предложением власти?

 Демократия подразумевает предоставление оппозиции контрольных функций. Поэтому представители оппозиции должны как минимум возглавить комитет по вопросам свободы слова и информации, Счетную палату Украины, регламентный комитет. Для нас важен комитет по духовности и культуре. Мы будем защищать правдивую историю нашего народа, в том числе говорить правду о Великой Отечественной войне и защищать каноническое православие. Европейская практика – предоставление оппозиции должности вице-спикера или первого вице-спикера парламента.

Это создаст реальные механизмы для контроля за действиями власти. Понятно, что она в этом не заинтересована, поскольку постоянно решает свои вопросы и ей больше интересны внутренние разборки и скандалы, чем системная работа по восстановлению экономики и защите рабочих мест.

Насколько я знаю, за созданием системы работы в украинском парламенте внимательно следят и в Евросоюзе и в Америке. Эта власть и так серьезно разрушила свою репутацию из-за беспредела, который она устроила на выборах и когда на подсчете украла голоса у миллиона избирателей в округах номер 30, 50, 60 и 79.

 

(наша беседа прервалась на 15 минут, поскольку и на городской, и на мобильный телефоны Вилкулу начали звонить политики, чтобы обсудить новый состав Кабмина, предложенный Яценюком)

 

Александр Юрьевич, в свете появившейся новости вопрос: Украина – парламентско-президентская республика, но традиционно именно президент и правительство, а не Верховная Рада определяли экономическую стратегию страны. Сможет ли этот парламент влиять на экономику и как Вы оцениваете предложение Арсения Яценюка по кандидатурам в новом Кабмине?

Начать надо с того, как люди оценивают работу того состава правительства, который Арсений Петрович предложил полгода назад и который довел страну до кризиса.

Курс гривны упал в два раза. Сколько он сегодня – 16 (интервью было в пятницу, 14 ноября 2014)? Так даже по такому курсу ее не купишь. Даже Главе Нацбанка не продали валюту, когда она пыталась купить несколько сотен долларов в одном из банков – вся страна видела этот сюжет в новостях. Но те, кто находится в близком окружении к власти, хорошо заработали на валютных спекуляциях.

Промышленность упала больше чем на 20%. Но все заявления о поддержке отечественного производителя закончились покупкой угля в ЮАР по цене, завышенной в два раза по сравнению с украинским углем. Африканские шахтеры (а генпрокуратура говорит, что не только они) - заработали, а украинские шахтеры – нет.

Я сейчас говорю, что даже на освобожденных украинских территориях правительство не восстанавливает шахты. Так в чьих оно интересах работает? И как после этого ему можно доверять?

Поэтому перед предложением нового состава правительства Арсений Петрович должен отчитаться перед народом о работе «старого» состава.

Напомню, что существует Программа деятельности Кабинета Министров, принятая 27 февраля 2014 г. За ее выполнение премьер-министр должен отчитаться. Он должен дать и публичную оценку каждому министру. Необходим анализ, что было сделано, каковы причины неудач и что поменяется при работе нового состава. Чтобы не наступать на те же грабли.

Что касается нового состава, то вы же видите – политики, которых упоминает Арсений Петрович, даже не знают о том, что они в списке. А ведь презентация нового Кабмина - это серьезнейшее политическое заявление! Вот сейчас может быть кто-то в лифте едет и не знает, что он у Арсения Петровича значится как министр.

 

Может быть, это удар на опережение, чтобы раньше выдать предложение, чем в Администрации Президента?

 

Это удар по Украине, по ее имиджу в мире! Украина и так не получила масштабного кредитования, которое неоднократно обещал премьер Арсений Яценюк. Из обещанных 27 млрд долларов Киев с трудом получил только четверть обещанной суммы, и то в основном для оплаты российского раза, чтобы Европа не замерзла.

Что такое правительство? Это прежде всего субъект, с которым договариваются правительства других стран, МВФ, ЕБРР, Мировой Банк.

Но для этого к правительству, к премьер-министру, должно быть доверие. Должно быть доверие к тому, что говорит глава Кабмина. Я представляю себе завтрашние аналитические материалы в крупных международных банках: «Премьер Украины сам придумал себе правительство», «Украинские политики отказываются от должностей в правительстве Яценюка». Это нормально?! Под безответственный Кабмин МВФ не даст Украине денег.

Я не верю в то, что эта власть сможет нормально работать и соблюдать договоренности долгое время. «Новые оранжевые», как и «старые оранжевые», патологически не способны работать друг с другом и вся эта коалициада закончится новыми конфликтами, амбициями, игнорированием интересов народа и еще большим экономическим спадом.

Но если коалиционные партии не согласятся с предложением Арсения Петровича, то это может стать одной из причин перейти ему в оппозицию. Сейчас находиться при власти в таком кризисе – это уже даже не камикадзе, а самоубийство… 

Страшно не политическое самоубийство политиков, которые довели страну до кризиса, а убийство экономики Украины, если не будет начата системная работа по восстановлению экономики и проведению необходимых стране реформ. А за эти семь месяцев не проведено ни одной, я подчеркиваю – ни одной реформы!

 

Но ведь идет война…

На войну можно списать все. Но что мешало провести реформу местного самоуправления, расширить полномочия регионов? Ведь все документы были готовы еще весной. Два заседания Верховной Рады – в начале лета и в сентябре - и те регионы, в которых не ведутся боевые действия, уже могли бы получить полномочия и финансовые ресурсы  для развития.

А реформа судебной системы? Что – все, кто ее делают, находятся на фронте? И где в конце концов обещанная евроинтеграция, из-за которой в том числе вышел Майдан? Ее опять отложили? А если отложили, то почему не предпринимаются действия по адаптации отечественной промышленности для работы в новых условиях? Где сертификация, стандартизация украинской продукции под нормы Евросоюза? Или все это потом спешно делать? Тяжелая работа – это груз маленьких задач, которые не были сделаны своевременно. Результаты «тяжелой работы» правительства камикадзе мы видим.

Мы точно не будем заниматься никакими закулисными играми с властью.

Оппозиционный блок готов поддерживать все инициативы парламентариев и правительства,  направленные на повышение социальных стандартов, обеспечение роста экономики Украины, защиту демократии и прав человека, объединение страны и ее движение в Европу. В новом парламенте мы не будем ждать предложений власти, мы будем сами предлагать варианты решений. Время не ждет.

Расскажите подробнее о предложениях Оппозиционного блока в новом парламенте.

Прежде всего – это восстановление промышленности, обеспечение украинцев работой, стабильной зарплатой, защита украинских семей и малообеспеченных граждан.

Необходимо собрать инвесторов, промышленников, профсоюзы. Они представляют трудовые коллективы, в которых работают миллионы украинцев. Должен быть составлен реалистичный план восстановления экономики. Без этого не будет денег на зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты.

Существующее правительство Яценюка, назовем его Правительство 1.0, декларировало, что отстаивает интересы народа, а на практике выяснилось, что МВФ – единственная инстанция, которой оно подчинялось. Мы понимаем, что в условиях, когда Украине нужны финансовые вливания, необходимо согласовывать действия с международными финансовыми структурами. Но не в ущерб же собственному народу!

Теперь о правительстве 2.0. Еще не закончив подсчет голосов, провластные партии занимаются не обеспечением законности результатов волеизъявления миллионов украинцев, а дележом портфелей. Опять, не закончив одного дела, они берутся за следующее.

 

У Вас есть претензии к результатам выборов?

Они есть не только у нас, но и у международных наблюдателей.

Сегодня уже и в Европарламенте поднимается вопрос о непризнании результатов выборов в тех округах, где произошли рейдерские фальсификации. А это Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области. Где, наоборот, власти надо показывать, что она готова защищать жителей, что она готова к диалогу!

Мы призываем президента обеспечить законность результатов, потому что это влияет и на экономику.

Ведь то, что преступные группировки используют суды в своих рейдерских схемах при фальсификации результатов выборов, является негативным сигналом и для иностранных инвесторов. Я подчеркиваю это, поскольку экономика – основа для вывода страны из кризиса.

Я регулярно встречаюсь с инвесторами. Будучи губернатором, я привлек в Днепропетровскую область около 2 млрд долларов – это обеспечило за четыре года рост промпроизводства в регионе на 24%, зарплата у людей выросла почти в два раза. А сейчас только за первое полугодие 2014 года отток инвестиций из Украины составил около 8 млрд долл. Разница видна невооруженным взглядом.

Но до тех пор, пока в Украине будут происходить грубейшие нарушения закона, пока через суды, а не в результате голосования людей, будут назначать народных депутатов и отменять решения ЦВК, инвестиции в Украину не пойдут. Для инвесторов важнейшим критерием при принятии решения является соблюдение в стране верховенства права. Вооруженные люди у судов и на улицах – это красный свет на пути иностранных инвестиций в Украину.  

Эти нарушения - не конец предвыборной кампании, а начало очередного витка преступлений и махинаций, от которых, в первую очередь, будут страдать люди, если Президент не примет соответствующих решений.

 

В каких отраслях Вы видите потенциал для инвестиций?

 

Огромная территория в Донецкой и Луганской областях освобождена. Там надо восстанавливать инфраструктуру. Это потенциал колоссальных инвестиций в строительную отрасль.

Огромный потенциал имеют инвестиции и в энергосбережение, переход с газа на альтернативные источники энергии.

Только кто будет вкладывать доллары или евро, если завтра эта же преступная группировка, которая фальсифицирует выборы, по тем же рейдерским схемам отберет предприятия?

Для развития страны необходимо обеспечить законность и установить устойчивый мир.

 

Что конкретно Вы предлагаете сделать?

 

Если мы говорим о фальсификациях на выборах, то те, кто фальсифицировал выбор народа, должны не просто лишиться «кресла», они должны оказаться на скамье подсудимых. Необходимы повторные выборы в тех округах, которые фактически подверглись рейдерству со стороны власти – так, как это было в 2012 году.

А что касается обеспечения мира, то необходимо привлекать все международные силы, способные содействовать продуктивному диалогу. Но еще важнее включить в процесс переговоров и урегулирования именно тех, кто реально может представлять интересы жителей зоны конфликта, в том числе и прилегающих непосредственно к зоне районов, и сотни тысяч беженцев, с мнением которых нужно считаться и интересы которых нужно учитывать.

Необходимо бороться с гуманитарной катастрофой, платить пенсии, пособия матерям с детьми на территории всего Донбасса. Люди двадцать три года платили взносы в Пенсионный фонд Украины. Почему им сейчас отказывают в выплатах? Ведь это миллионы людей, который стали заложниками конфликта.

Надо говорить с теми, кто есть по факту. Да, это не будут профессиональные дипломаты. Но во всем мире процесс организовывается таким образом. Говорить надо с теми, кто есть… Здесь результат – важнее процесса.

А самое главное - диалог должен быть постоянным. Встречи в верхах в Минске или в Италии раз в несколько месяцев - это не решение. Это не спасает жизни, это не предотвращает боевые действия - это ведь факт. Это не дает ответов и решений на насущные вопросы в гуманитарной области, например.

Если мы хотим достичь реальных результатов, а не просто показать на весь мир картинку президентов или министров иностранных дел, сидящих за красивым столом в роскошных резиденциях, - то необходимо создать рабочие группы, установить постоянно действующий формат (место не имеет значения - это может быть Киев, Минск или Варшава) и вести непрерывный диалог, в котором представители будут наделены реальными полномочиями по ряду технических и гуманитарных вопросов и смогут оперативно проконсультироваться и получить указания свыше по более серьезным темам.

Только при помощи работы постоянного переговорного процесса с участием всех сторон можно обеспечить положительный вектор движения в сторону мирного урегулирования.

Каждый день, каждый час переговоров и постоянного диалога - это значит меньше пострадавших, меньше убитых, больше надежды на то, что Украина выйдет из кризиса.